To: dr.trout,... как всегда, влезу поофтопить, пардоньте. За "площадь" обидно стало.
Мне кажется, это важная составляющая любого разговора о фрикционах...
Вам же наверняка приходилось наблюдать разницу в размерах автомобильных тормозных дисков. Стоковых и тьюнинговых. Это первый пример, что вспоминается, когда разговор заходит о площади поверхности трения. Эта история давно описана, наверное еще с тех пор когда люди учились останавливать паровозы. Помню, как давным-давно, когда в городе проходили первые дикие стрит-рейсинговые гонки, наблюдал такую картинку на финише. Хозяин одного, только что финишировавшего авто, вышел и посмотрел на свои колеса. В темноте, а дело было глубокой ночью, его стоковые диски "эффектно" светились темно-вишневым цветом. "Не держат" - выдохнул он, "все, меняю на "Brembo"".
Полагаю комментировать, и детализировать аналогию с фрикционами не стоит, очень уж все прозрачно. Температура! От неё падение эффективности торможения, разрушение, подклинивание - в общем все то, что нас беспокоит. В том числе и для более устойчивой работы при повышенных температурах, разработчики заморачиваются с площадью поверхностей трения и выбором материалов для дисков... Нагрузки на фрикционы мультов конечно же не так велики как у автомобилей, но в своем масштабе сил им приходится не мало терпеть...
Жалко, что не встречались подобные карточки с разобранным Зиллионом. Эти, с Тайского форума, со снимками TD-Z. Коняшек там дергают неслабых...
От формулы "F=k*N", в этом деле прок только в математическом понимании выбора материала диска фрикциона, ну и м.б. силы "затяжки", т.е. как бы это вообще не сильно информативно для практики.
Если обратиться к истории возникновения этого треда, то можно вспомнить, что Романа интересовала устойчивость работы фрикциона Зила, и его работоспособность на перегрузках. Здесь как раз важно это, и Саша F40 - очень даже в тему высказался. Это при условии что фрикционы сделаны из одного материала, ну или очень похожих по своим свойствам, немного отличающихся материалов.